Как часто в жизни мы играем роли!
Случается, что даже не свои.
Зависит всё от обстоятельств:
то мы рабы, то короли!
Легко ли вжиться в чужой образ? Трудно сказать, о таком, пожалуй, стоит спросить людей, чья профессиональная деятельность напрямую связана с перевоплощением и лицедейством. То есть, актёров. Но и для них придумали такое понятие, как амплуа, что в переводе на более доходчивый язык звучит актёрский типаж, располагающий к исполнению ролей согласно внешним данным и внутренним возможностям.
В старину в театрах весьма строго следили за распределением ролей в постановках в зависимости от амплуа артиста. Оно же существенно сказывалось на положении в труппе и материальном вознаграждении за участие в спектаклях.
Возьмём, к примеру, одно из основных женских актёрских амплуа инженю. Хотя, почему только женских? Иногда подобным термином награждали молодых мужчин с небогатым жизненным опытом.
История развития амплуа Ingenue (в переводе с французского наивная) отсылает нас к 18 веку, когда, появившись сперва для разнообразия ролевого типа влюблённая, оно сумело обосноваться в театрах и даже обрасти характерностью и жанровой спецификой.
Классическая инженю очаровательное существо, трогательное в своей убеждённости, что мир создан исключительно для неё, жизнь прекрасна и любовь правит всем сущим на Земле.
Желательно, чтобы девушка была невысокого роста, с щебечущим голоском, стройная и скромная.
Дальше, по усмотрению режиссёра, фантазия творца направит актрису по комической, драматической либо лирической стезе. Кстати, в российских театрах 18-19 веков чаще использовалось выражение простушка для определения этого амплуа. Или же простак, когда дело касалось мужского персонажа.
Говоря об инженю, нельзя обойти вниманием знаменитую французскую актрису 19 столетия Анн-Франсуа-Ипполит-Буте из труппы легендарного Комеди Франсэз. Мадемуазель Марс таков был сценический псевдоним этой женщины, которая и в 60 лет искромётно играла роли 18-летних чудачек, являясь, по мнению современников, самой яркой представительницей данного амплуа.
Литературные барышни, наделённые достоинствами инженю, это, прежде всего Элиза Дулитл из Пигмалиона Б. Шоу и Лиза из произведения Карамзина Бедная Лиза. Сказочными простушками, но с зачатками дворянских замашек, вполне могут считаться Золушка, Дюймовочка и Белоснежка.
Многие писатели любили в тексте собственных творений щегольнуть этим словом. Причём, часто для придания соответствующей понятию окраски какому-либо поступку или жесту героев.
А как же не вспомнить о кинематографе?! Сколько нетленных образов создано признанными мастерицами амплуа инженю на большом экране. Одной из ранних звёзд была, конечно, Мэри Пикфорд, чей беззащитный взгляд просто-таки заставлял мужчин отдать девице всё на свете, лишь бы она была счастлива. Убедительны в своих ранних работах Катрин Денёв и Анни Жирардо.
В советском кино чемпионками по количеству фильмов, где героиня носила маску простодушной строительницы светлого будущего, являлись Надежда Румянцева и Людмила Целиковская. Просто преступление забыть блистательную Елену Кореневу в картинах Сватовство гусара и Покровские ворота вот уж там на персонаже в смысле амплуа пробы ставить негде!
Формат шоу-бизнеса также предполагает создание исполнителем сценического образа, будь то герой-любовник, трагик или травести. Среди зарубежных певиц в рамки инженю вполне укладываются Ванесса Паради, Милен Фармер и Бритни Спирс. На отечественной эстраде в молодости аналогичное амплуа примеряли на себя Анжелика Варум, Наталья Сенчукова, Лариса Черникова и ещё немало, когда-то, наивных девушек.