По данным IMDb (крупнейшая в мире база данных о кинематографе), в мире снято почти 5 млн фильмов и сериалов. Для нас привычно смотреть фильм в кинотеатре или в HD-качестве, на разных языках или даже с дополненной реальностью. Но буквально 124 года назад человечество увидело первый фильм, который длился 49 секунд, и это было одно из величайших достижений человечества, которое положило начало кинематографическому искусству.
Самый первый фильм
Первым в кинематографе стал Луи ле Принц и его ролик «Сцены в саду Раунхэй» («Roundhay Garden Scene»). Фильм был снят в 1888 год, длился 1,66 секунд. На записи автор запечатлел прогулку семьи в саду.
Для съемок Луи ле Принц использовал бумажную пленку, покрытую фотоэмульсией. Данная технология появилась в 1884 году, но Луи был первым, кто ее использовал. Также известно, что у автора был еще один фильм «Движение транспорта по английскому мосту Лидс», но его никто не увидел, так как Луи пропал на поезде, следующем из Джидона в Париж.
Официальный первый в мире фильм
Началом мирового кинематографа считается картина «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» («L’Arrivèe d’un train en gare de la Ciotat»), снятая братьями Люмьер в 1895 году и представленная публике в 1896 году. Сюжет был незамысловатым – поезд прибывает на железнодорожную платформу вокзала Ла-Сиота, а вдоль вагонов бегают пассажиры. Но именно эта картина получила широкую огласку среди мировой публики.
Ролик стал первым произведением в кино, когда на экране было передано движение в перспективе – поезд подъезжал издалека, проходил справа налево наискось на первый план через весь экран, а потом пропадал за левым углом экрана. Так впервые было передано ощущение пространства.
Разумеется, такая реалистичная картина не могла не вызвать резонанс во всем мире. На первых показах люди отпрыгивали от экранов, боясь, что поезд наедет прямо на них.
Картина была снята на синематограф, запатентованный братьями в 1895 году.
Синематограф братьев Люмьер
Запатентованный, но не изобретенный. Синематограф Люмьер был усовершенствованной версией кинетоскопа Уильяма Диксона и Томаса Эдисона, имел свои преимущества и получил больший коммерческий успех, чем кинетоскоп. Поэтому камера Люмьер считается первым профессиональным киносъемочным аппаратом. Будущие попытки создать аналогичную камеру не имели решающего значения.
Братья Люмьер
После выхода «Прибытия поезда» стало мейнстримом снимать аналогичные версии сюжета. В 1898 году Жорж Мельес выпустил две картины: «Прибытие поезда на вокзал Венсанна» и «Прибытие поезда на вокзал Жуанвиля». Ролик братьев Люмьер использовался в советском фильме «Человек с бульвара Капуцинов».
Первый фильм в прокате
Впервые фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» был представлен публике в январе 1896 года в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже, но для братьев Люмьер это был уже не первый коммерческий кинопоказ. Первым считается сеанс в декабре 1895 года в том же «Гран-кафе», но почему-то «Прибытие поезда» не вошло в программу.
Плакат к кинопоказам братьев Люмьер
Тогда братья представили другие свои работы:
- «Выход рабочих с фабрики Люмьер»,
- «Вольтижировка»,
- «Ловля золотых рыбок»,
- «Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе»,
- «Кузнецы»,
- «Садовник» (или «Политый поливальщик»),
- «Обед» (или «Завтрак младенца»),
- «Прыжок через одеяло»,
- «Площадь Корделье в Лионе»,
- «Морское купание».
Этот показ фильмов исторически можно считать первым коммерческим кинопоказом, но принес братьям всего 35 франков. Хотя на тот момент использование кинетоскопа уже принесло более 150 тыс. долларов на прокате, но именно этот сеанс пошел в историю.
Первое немое кино
Считается, что эпоха немого кино началась после того, как братья Люмьер представили свои картины, то есть в 1895 году. Тем не менее, на тот момент любой ролик на экране считался немым – озвучки еще не было.
На экране персонажи не разговаривали, все передавалось эмоциями и движениями. Самые важные фразы, которые нельзя было передать, показывались интертитрами на отдельных темных кадрах. Во время показа фильм дополнялся музыкой, которую играл музыкант на пианино рядом с экраном.
Интертитры
Учитывая то, что весь сюжет передавался через движения и жестикуляцию актеров, на экране они переигрывали. Фильмы снимались «с точки зрения зрителя, сидящего в партере». Поэтому игру актеров немого кино называли «игрой в партер». И женщины, и мужчины на экране выглядели идеально и были напудрены добела для контрастного изображения – пленка еще была недостаточно светочувствительной.
Фильм Малыш Чарли Чаплина
Исторически первым немым кино в комедийной инсценировке можно считать фильм Люмьер «Политый поливальщик», но он по большей части являлся лишь зарождением игрового кинематографа.
Официально первой полнометражной картиной данного жанра считается «Прерванный роман Тилли», выпущенная в 1914 году с Чарли Чаплином в главной роли. В том же году вышли «Детские автомобильные гонки» и «Зарабатывая на жизнь» с тем же Чаплином.
Первый фильм со звуком
Первая полнометражная картина со звуком – музыкальный фильм «Певец джаза», основанный на пьесе Самсона Рафаэльсона. Первый показ состоялся в 1927 году. В главных ролях – Эл Джолсон, исполнивший шесть музыкальных номеров, Мэй Макэвой, Уорнер Оулэнд, Юджини Бессерер и другие.
Певец джаза в кинотеатрах
В фильме использовалось озвучивание синхронных реплик, шумовые, песенные и несколько речевых эпизодов. Звук был записан по технологии «Вайтафон» (раздельная запись и воспроизведение звука и изображения). Также использовались интертитры, как в классическом немом кино.
Сюжет затрагивал расовые и национальные разногласия американского общества. Главный герой – музыкант еврейского происхождения, вынужден выступать в гриме, чтобы походить на африканца и играть любимый джаз.
Кадр из фильма Певец джаза
Неизвестно, стал ли фильм успешным со стороны толерантности, но с коммерческой стороны Warner Bros. существенно выиграла. На прокате компания собрала 3,9 млн долларов при потраченных 422 тыс. долларов. Стоит сказать, что для киностудии это был один из самых дорогих фильмов, обычно бюджет картины составлял не более 250 тыс. долларов.
Театр Warner
Успех Warner Bros. подстегнул другие киностудии как можно скорее внедрить звуковые технологии, что привело к звуковой революции в мировом кинематографе. Но вместе с тем это означало закат для немого кино. Но, стоит сказать, что прокат фильмов Чарли Чаплина даже после появления звуковых фильмов оставался востребованным – такое кино стало классикой.
Стоит отметить, что «Певец джаза» официально считается первым полнометражным звуковым кино. На момент выхода ленты в прокат уже были выпущены картины со звуковым сопровождением, но их длина не превышала стандартных 10 минут, либо фильм не содержал разговорных эпизодов. Поэтому эти картины не вошли в историю.
Первый мультипликационный фильм
Днем рождения рисованной мультипликации считается 30 августа 1877 года, когда был запатентован праксиноскоп Эмиля Рейно. Аппарат позволял видеть последовательность из нескольких рисунков как плавное движение.
Праксиноскоп Эмиля Рейно
Исторически первой мультипликационной картиной, хоть и примитивной, считается работа Уинзора Маккея, который в 1914 году создал первого в мире мультипликационного героя – динозавра Герти.
Динозавр Герти
Первым мультипликационным кукольным фильмом считается «Цирк лилипутов», снятый Джеймсом Стюартом Блэктоном и Альбертом Э. Смитом в 1989 году. Для картины авторы использовали деревянные игрушки. В 1900 году Джеймс Стюарт Блэктон создал фильм «Очарованный рисунок», используя покадровую мультипликационную съемку (изображение за изображением).
Цирк лилипутов
Знаковой работой в развитии ранней мультипликации стала картина «Фантасмагория» Эмиля Коля, созданная в 1908 году. Главный герой Фантош имел определенный характер, а в фильме присутствовал самодостаточный сюжет.
Новый этап развития мультипликации приходится на 1928 год, когда Уолт Дисней нарисовал Микки Мауса, выпустил первый звуковой мультфильм «Пароходик Вилли» и ознаменовал начало эпохи «диснеевской мультипликации».
Микки Маус
Первый цветной фильм
Первые попытки в цветном кино делали братья Люмьер. Они использовали метод ручного раскрашивания кинолент, но не почему-то не посчитали такую работу серьезной и забросили, так и создав ни одной конкретной ленты. По крайней мере, в истории подобных упоминаний нет.
Поэтому первым цветным фильмом считается «Путешествие на Луну», выпущенный в 1901-1902 годах. Автор картины – Жорж Мельес. Кинодеятель добился цветного эффекта за счет наложения друг на друга трех пленок с разными окрасами – синим, зеленым и красным. Тем не менее, задумка до конца была не реализована.
В 1912 году Герберт Каламус основал компанию «Техниколор» и выдвинул на рынок собственную технологию расцвечивания пленок. Он использовал стеклянные призмы на съемочных камерах, которые делили световой поток от объектива на два. Фильтры передавали изображение в двух цветах на разные пленки. Тем не менее, подобный процесс съемок был сложным и затратным, поэтому выход первого цветного фильма затянулся до 1917 года.
В 1922 году компания выпустила в прокат кино «Жертвы моря», и это был первый полнометражный фильм, который получил успех в прокате. Но историки утверждают, что официальный год рождения цветного кинематографа – 1935, когда на экраны вышла картина «Бекки Шарп», снятая по книге «Ярмарка тщеславия» Уильяма Мейкписа Теккерея.